– В чем главные причины, по которым вы просите увеличить тариф с 1 сентября?
– 14 августа в Костанае прошли публичные слушания, там мы озвучили причины. Основная в том, что приказом министра энергетики РК №243 от 29 июня 2020 года подняли тарифы на электрическую энергию у энергопроизводящих станций. Отпускная цена увеличилась с 1 июля текущего года. Мы покупаем электроэнергию у «СевКазЭнерго», и их тариф увеличился на 25 процентов! Предварительно эту тему обсуждали на совещании Министерства энергетики по видеосвязи. В нем принимали участие Палата предпринимателей «Атамекен», все энергоснабжающие компании Казахстана, участвовали крупные потребители… Нам объяснили, у электростанций тоже ситуация безвыходная, так как цена на уголь подорожала.
– Известно, что ТОО «КЭЦ» в последние годы теряет клиентов – предприятия, организации, – одним словом, юридических лиц. Почему?
– Вследствие неконкурентной цены на электроэнергию для юридических лиц, тариф для которых формируется из принципа социальной защиты населения и утверждается антимонопольным комитетом. Эти тарифы едины для группы потребителей (юридические и физические лица) и обязательны, то есть ТОО «КЭЦ» не имеет права делать самостоятельно кому-либо скидку.
На публичных слушаниях мы озвучили динамику тарифов групп потребителей. На рынке Костаная и области существует 13 энергоснабжающих компаний. Но не все из них обслуживают население, то есть работают как гарантирующий поставщик. Гарантирующих поставщиков регулирует антимонопольный департамент. Иным энергокомпаниям, которые обслуживают только юридических лиц, несравнимо проще – можно содержать малый штат, нет проблем с населением. Согласно Гражданскому кодексу РК потребитель сам выбирает себе энергоснабжающую компанию. Он должен уведомить нас за 30 дней, и имеет право уйти. Что порой и происходит – выбирает ЭСО (энергоснабжающая организация. – Прим. авт.), где немного дешевле. Конечно, ведь у них нет таких расходов, как у нас. У нас 205 тысяч абонентов – население и семь тысяч юридических лиц. Начислить каждому, обработать счета-извещения, распечатать их, разослать и так далее… У нас для качественного обслуживания потребителей работает колл-центр, сервис по сбору денег, также свои абонентские отделы в каждом районном центре… Всё это колоссальные затраты.
Замечу, что мы не получаем прибыль с марта 2018 года. При этом цифры говорят в пользу рядовых потребителей. С 2016 года среднеотпускной тариф вырос на 5,3 процента, а для физических лиц он снизился на семь процентов и составляет 16,35 тенге. Вся нагрузка по росту тарифа ложится на юридические лица, рост по ним за этот период составил 15%, и с 01.02.2020 года добавился тариф для бюджетных организаций, значение которого составляет 28,28 тенге, что выше тарифа для юридических лиц – 26,10 тенге.
– На общественных слушаниях представители Компартии говорили о картельном сговоре поставщиков электроэнергии. Ваш комментарий.
– Я считаю, что это сотрясание воздуха. Если есть какие-то факты, вы можете обратиться в государственные специальные органы, которые отвечают за это. Ведь мы не просто предприятие, мы субъект естественной монополии, нас контролируют государственные органы, мы ежемесячно сдаем отчеты. В феврале по этой теме, на основании запроса Компартии, нам пришел запрос от Комитета защиты конкуренции. Мы предоставили большой список документов. И, если бы проверка подтвердила какой-то сговор, то мы бы были привлечены к ответственности.
– Пандемия, многие предприятия, организации не работают. Поэтому, когда в такой период обсуждается тема тарифов, понять эмоции людей несложно…
– Уголь дорожает. И поднять цену электростанциям разрешило Министерство энергетики. Мы, понятно, повлиять на это никак не можем. Нам продают теперь по цене на четверть дороже. И мы покупаем – иного выхода нет. Мы тоже в период пандемии терпим колоссальные убытки, ведь снизился в целом объем потребления электричества. Мы трудимся из последних сил. И понимаем ситуацию, поэтому никому не начисляем пеню. У нас с марта письма пачками приходят от юридических лиц. Просят понять их – не отключать. И мы даем отсрочку.
В части поддержки населения акиматом Костанайской области было принято решение, что на лицевые (абонентские) счета социально уязвимых бытовых потребителей будут направляться компенсации по коммунальным платежам. С 25 мая деньги по компенсации начали поступать в КЭЦ, и наши потребители увидели это в счетах-извещениях, тем самым была погашена часть дебиторской задолженности физических лиц. Однако остальные долги населения и юридических лиц продолжают расти. Всё это на наших плечах, нас никто не субсидирует.
Из-за подорожания с 1 июля отпускной цены на электростанции, у нас возник дефицит денег: им мы должны были заплатить сразу, а население вносит оплату до 25 числа следующего месяца. Чтобы регион был с электричеством, мы были вынуждены взять кредит и заплатили станции дополнительные 100 миллионов тенге из-за разницы в цене. Мы осознаем всю стратегическую важность нашей работы и именно поэтому вынужденно просим увеличить тариф, чтобы предприятие могло продолжать бесперебойное энергоснабжение региона. Мы помним, что из-за природного катаклизма произошло 7 апреля. Без света – просто никуда, важно это понимать. Как понимать и то, что энергоресурсы периодически дорожают. Это, увы, неизбежный процесс.
Олег ГУРСКИЙ
Источник: https://kstnews.kz/newspaper/934/item-61327
Просмотров:
3 614