Телефон доверия
Аварийная служба
ТОО "ЭПК-forfait"

Анаргуль Ускенбаева: КЭЦ– социально ответственное коммунальное предприятие

11Июнь2020

 

 

        Испокон веков завелось, что коммунальными проблемами у нас начинают интересоваться летом. Оно, в принципе, логично. Зимой тепло, светло и водичка из крана льется.
        Вот только давайте, на минутку, вспомним апрельский ураган, который отключил основную часть области без электричества. Не было ни света, ни воды, ни тепла, ни других благ цивилизации. И мы благодарили потом энергетиков за то, что они нам эту энергию подали. Потому что мы находимся в том веке, где все зависят, по-любому счету, от розетки: наши телефоны, телевизоры, смартфоны…
        Именно поэтому с нашими вопросами мы обратились к главной энергоснабжающей организации области. На наши вопросы отвечает генеральный директор ТОО «КЭЦ» Анаргуль Ускенбаева.
— Анаргуль Максимовна, скажите, пожалуйста, почему так часто гаснет свет? В том смысле, что он отключается…
— Мы привыкли, что электричество должно быть всегда. Но за него же должен кто-то платить?
— Потребитель, конечно же, в первую очередь.
— Да. Но у нас изначально так сложилось – социально ориентированное государство. А коммунальщики — враги, выжимающие деньги из населения. Но, на самом деле мы понимаем и разделяем эту социальную ответственность стараемся быть открытыми и заслужить доверие потребителей. Опять же заметьте, что в коммунальной сфере работает значительная доля населения. В частности, на нашем предприятии работают 250 человек. Эти люди так же хотят получать зарплату, хорошую. И эти люди, если им не платить, просто уйдут в частный сектор. Что мы тогда получим? На примере одного города если взять… Любого. Останется он без света, газа, воды, канализации… К кому люди будут обращаться? К частнику или к властям? Или к коммунальному предприятию, у которого есть многолетний опыт ведения хозяйства?
— Мы, в принципе, понимаем, что вся коммуналка зависима друг от друга. Одним для функционирования нужно электричество, другим – тепло, третьим – канализация. И так далее и так далее. Но все эти составляющие все равно не могут работать без электричества. И тут как раз на днях мы это поняли – когда остались без воды. Не раз. Горводоканал заявил, что нет воды, потому что не было электричества…
— С начала этого года от услуг нашей компании отказалось ГКП «Костанай-Су». Это их право. Они установили солнечные батареи, покупают электроэнергию напрямую на оптовом рынке. По факту потребители (в основном крупные юридические лица) в целях снижения своих затрат уходят от ТОО «КЭЦ» в другие ЭСО, которые не работают с населением и их тарифы не регулируются государством. С уходом крупных потребителей объемы потребления электроэнергии снижаются, а по результатам ЧП и вовсе идут на спад.
        Но опять же, давайте посчитаем, если мы раньше за счет большего числа потребителей энергии могли сдерживать тариф для населения, то сейчас мы должны эти затраты распределять на всех оставшихся, т.е. это влечет рост тарифа.
        — А как вы прокомментируете информацию департамента Комитета по защите и развитию конкуренции (КЗРК) по Костанайской области о наличии в ваших действиях признаков нарушения недобросовестной конкуренции?
        – Действительно, департамент КЗРК по Костанайской области направил в наш адрес уведомление об установлении признака нарушения — недобросовестная конкуренция в виде призыва бойкота продавца конкурента. ТОО «КЭЦ» разослало письма с предложением заключения договоров энергоснабжения на 2020 год бюджетным организациям на основании Закона РК «О государственных закупках», где государственные закупки осуществляются в случаях приобретения услуг энергоснабжения с гарантирующим поставщиком электрической энергии. Гарантирующий поставщик электрической энергии определяется из числа энергоснабжающих организаций, в составе потребителей которого находится большинство бытовых потребителей по сравнению с другими энергоснабжающими организациями в соответствии норм законодательства. ТОО «КЭЦ» оказывает услуги по энергоснабжению бытовым потребителям и юридическим лицам на территории г. Костаная и 516 населенных пунктах в 14 районах Костанайской области. По состоянию на 1 января 2020 года количество абонентов физических лиц составляет более 205 тыс. потребителей. Тем самым мы являемся самым крупным гарантирующим поставщиком в области.
        Направление такого рода писем является общепринятой практикой привлечения клиентов в любой отрасли. Письмо составлено согласно правилам деловой этики и носило лишь рекомендательный характер. В данном письме нет ни единого слова об иных поставщиках аналогичных товаров и услуг, тем более призывающих к бойкоту таких поставщиков.
        На публичных слушаниях, которые проводит ТОО «КЭЦ» совместно с Комитетом по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Костанайской области при изменении тарифа, часто задаваемый вопрос, который звучит как обвинение, что от нас уходят потребители юридические лица в иные энергоснабжающие компании, тем самым это влияет негативно на тариф. Тарифы на электрическую энергию Комитетом по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан Костанайской области устанавливаются разные значения тарифов для юридических лиц и бытовых потребителей. Таким образом, увеличение объемов потребления электрической энергии юридическими лицами (в том числе учреждениями, финансируемых из государственного бюджета) создает благоприятную обстановку сдерживания тарифов на электрическую энергию для населения.
        Так, к примеру, себестоимость действующего тарифа 21,19 тенге за 1 кВт/ч, а для населения средний тариф гораздо ниже – 16,35 тенге (тариф первого уровня для физических лиц, не использующих электрические плиты — 15,99 тенге). Разница перекладывается на юридические лица. Тариф для юридических лиц — 26,10 тенге, для бюджетных организаций — 28,28 тенге.
График сдерживания тарифа с 01.01.2016 г. по 01.02.2020 г.
        И нам не понятна логика решения департамента КЗРК по Костанайской области, который запрещает нам работать в интересах сдерживания тарифа для потребителей. В то время как бывшие их коллеги, Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан Костанайской области, требует снижения тарифа для населения. До августа 2019 года это был один государственный орган. А теперь после изменения структуры два государственных органа противоречат друг другу в работе. Закон о госзакупках писали с учетом защиты интереса государства и народа для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций. Так почему же направление письма во исполнение Закона о госзакупках является нарушением?
        На сайте ИА «ТоболИнфо» вышла статья с «громким» названием «Как ТОО «КЭЦ» устраняло своих конкурентов?». Рынок услуг по реализации электроэнергии относится к конкурентной сфере деятельности. Поскольку на данном рынке присутствуют энергоснабжающие организации, которые не регулируются Антимонопольным комитетом и тем самым имеющие возможность предложить электроэнергию по более низким ценам, то ТОО «КЭЦ», как гарантирующий поставщик, который оказывает услуги по энергоснабжению населению, изначально находится в плачевной ситуации с неконкурентным тарифом для юридических лиц.
— Вы действительно устраняли конкурентов?
– Скорее, нас устраняют конкуренты, а не мы! В итоге страдают наши потребители – население области!
— Как повлиял режим ЧП на работу предприятия?
— ТОО «КЭЦ» в период ЧП не прекращало работу с соблюдением всех санитарных норм. По условиям заключенных договоров с поставщиком электроэнергии ТОО «КЭЦ» обязано производить предоплату за приобретаемые объемы электрической энергии для обеспечения бесперебойного электроснабжения своих потребителей. За период карантина значительно выросла задолженность потребителей за потребленную электрическую энергию. Несвоевременная оплата задолженности абонентами создает угрозу исполнения финансовых обязательств ТОО «КЭЦ» и грозит введением ограничений поставок электрической энергии энергопроизводящей организацией на город Костанай и Костанайскую область. В условиях кризиса, связанного с пандемией COVID-19, Правительством Казахстана принята беспрецедентная поддержка МСБ в части снижения налогового бремени, повышения доступности бизнеса к финансированию, ограничению бизнеса от проверок.
        Однако для энергоснабжающих организаций Правительством не предоставлены отсрочки по платежам в адрес поставщика электроэнергии и сопутствующим обязательным платежам по транспортировке электроэнергии до наших потребителей. Наше предприятие относится к категории крупного бизнеса и на нас не распространяются все принятые преференции в период ЧП.
        В этой связи ТОО «КЭЦ» испытывает финансовые трудности, в свою очередь выросла наша задолженность перед поставщиками. При этом сообщаем, что для снижения долговой нагрузки населения ТОО «КЭЦ» прекращено начисление пени за задержку оплаты по всем категориям потребителей с 18.03.2020 г. Также на период действия ЧП в стране мы не производили отключений потребителей за образовавшуюся задолженность.
        Также буквально перед ЧП в результате сложных погодных условий, обрушившихся на нашу область 7.04.2020 г., без электричества остались сотни населенных пунктов Костанайской области. Изначально повреждения возникли в электрических сетях АО «KEGOC», которые вызвали отключения по области. Наши основные подрядчики ТОО «Межрегионэнерготранзит» и ТОО «ЭПК-forfait» восстановили энергоснабжение в короткие сроки, за что мы выражаем им благодарность.
— Произошло ли увеличение потребления электрической энергии в период ЧП?
– Увеличение потребления населением незначительное. Это объясняется тем, что активно электричеством мы пользуемся в вечернее время суток, когдався семья собирается дома. Техника сегодняшнего времени производится с энергопотреблением в экономном режиме (компьтеры, ноутбук, телефоны и т.д.). Акиматом Костанайской области принято решение, что на лицевые (абонентские) счета потребителей ежемесячно будет направляться компенсация на коммунальные услуги по пятнадцать тысяч тенге в течение двух месяцев. Выплаты произведены в конце мая, что способствовало погашению задолженности части наших потребителей.
        Что касается потребления юридическими лицами, то оно значительно снизилось. Два месяца не работали школы и детсады в полном объеме, большинство предприятий работали в ограниченном режиме, соответственно потребление электрической энергии пошло резко на спад. И как следствие мы несем убытки, так как при утверждении тарифа учитываются плановые объемы электроэнергии, которые были на уровне 2019 года.
— Прогнозируется ли изменение тарифа на электроэнергию до конца 2020 года?
– Основная составляющая тарифа на электроэнергию приходится на покупку и транспортировку электрической энергии (более 95%), на уровень которых ТОО «КЭЦ» повлиять не может. При изменении одной из составляющих тарифа, отпускная цена на энергоснабжение ТОО «КЭЦ» также изменится. При изменении одной из составляющих тарифа отпускная цена на энергоснабжение ТОО «КЭЦ» также изменится. В настоящее время в Министерстве энергетики идет обсуждение о возможном увеличении тарифа станций в связи с ростом цены на уголь. Вместе с тем свою составляющую снабженческую надбавку в тарифе в размере 4,3%, несмотря на финансовые трудности, не планируем повышать.
Тимур Туркестанов
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля